|
Родной и любимой и в честь весны
Не говори мне: «Малая река».
Река – она и есть река. Любая.
Над нею тоже ходят облака,
Зелёная она иль голубая.
И тот же ветер – некий Чародей –
Волшебничает с лёгкою водою.
Нет малых рек. Все реки для людей.
У каждой где-то встреча со звездою.
«Фф-ть!» - пролетела стрела. Фонтан брызг, и утиная стая, поднявшись на крыло, умчалась прочь. Но одна, пронзённая, так и осталась на воде. Испокон веков кормила ты, Лысьва, диких вогульских охотников, которые дали тебе имя. Ты тяжелила их рыбацкие сети добычей.
Как вдруг:
Застучали топоры, зажужжали пилы –
Это 200 лет назад мужики тайгу рубили,
Преградили речке путь, плотину построили
И железа-чугуна деланье освоили.
Так пришли русские. И за плотиной, за водой, завод поставили чугуноделательный, «Лысьвенский».
Побежала лысьвенская вода по дощатым ларям. Заскрипели огромные деревянные колёса, вздрогнули меха, забили кузнечные молоты, запшикали лесопильные рамы. Первая продукция обжигала руки бородатых мужиков.
Селение вокруг завода так и прозвали - Лысьва. А река Лысьва стала главной в его судьбе.
Она поила, кормила и даже обогревала лысьвенцев, регулярно доставляя в Лысьву лес со своих берегов. А когда запасы его подыстощились, то несла его и с берегов своих притоков.
Тогда лысьвенцы помогали воде, запруживали притоки и пускали водяной вал, для того чтобы «свалить» брёвна до Лысьвы и дальше – до города, где их очень ждали.
Следы молевого сплава леса ещё остались. Брёвна, срубленные лысьвенскими лесорубами, с той поры так лежат на дне реки. Укрытые вязким илом и присыпанные речной галькой, они накрепко с ним сцепились, стали неотъемлемой частью пейзажа Лысьвы, ярче и четче обозначив единую линию судьбы двух трудяг - реки и города - с единым названием Лысьва…
Но вот скрип деревянных водобойных колёс постепенно сменился на монотонный гул электроприводов. Так владелец Лысьвенского завода образованный отставной служака граф Павел Шувалов смело освобождался от Горнозаводского уклада Лысьвы. Новые фабрики, производства и социальные объекты выгодно выделили её средь селений Урала.
Лысьвенское железо в мире считалось самым надёжным. На международных выставках ему доставались высшие награды. Листами с клеймом конька-единорога были застелены крыши собора в Париже и парламента в дождливой Британии.
Молодцы лысьвенцы! Всегда умели трудиться.
В Лысьву «за деньгой» пошёл рабочий люд. Разный, он принёс и разные мысли. «Плодородно» принятые на лысьвенских берегах, они взошли яркими выступлениями рабочих, Уральским Кронштадтом и Лысьвенским направлением фронта в Гражданскую. Всё это вписано сегодня и в учебники, и в энциклопедии.
Подобное притягивает подобное. Поэтому лысьвенцы всегда были при деле, о них «слухом земля полнится». Тяжело, но Лысьвенский характер терпелив и надёжен. Каждый раз, словно Лысьвенское железо, испытывается и этим закаляется!
Однако я нотки тревожные слышу
В мелодии громкой гудка.
Усталость и слёзы в глазах твоих, Лысьва,
Но ты не сдаёшься! Никак!
Ведь даже в холодную лютую зиму
На юг не летит воробей.
Я знаю, ты выстоишь, город любимый!
Я крепче не видел людей!
Только такие крепкие люди смогли разработать и сделать самую надёжную в мире каску. Многих защитников земли нашей уберегла она от погибели. И как символ непобедимого солдата-освободителя, Лысьвенская каска навечно заняла главное место в мемориальном архитектурном ансамбле «Могила неизвестного солдата» у красной кремлёвской стены в Москве.
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», - надпись на мемориале. И «Бессмертным полком» идут от здания драмтеатра на железнодорожный вокзал 17 тысяч наших земляков, призванных на фронт лысьвенским военкоматом. А вот и мой дед, Валерий Владимирович Матвеев. С бритой головой, с солдатской котомкой на плече, он часто оборачивается. Ищет глазами родных… Он вернётся.
Спасибо, вам, лысьвенцы…
Столетняя ода Лысьвы - Лысьвенская финифть (финифть, жен. от греч. сhymeuton – древнерусское название эмали. Эмаль для покрытия металлических изделий. Д.Н. Ушаков).
И совершенно не случайно лучшие в искусстве эмали художники Степан и Елена Колюпановы в 70-х годах прошлого века именно у нас сотворили свои железные «холсты-шедевры».
Да что там! Хозяйки всей огромной страны с интересом читали на электрических утюгах и кухонных плитах красивое и загадочное название «Лысьва»!
Лысьвенцы всегда были при деле, о Лысьве «слухом земля полнится». Потому что наших «пирамид» в виде единорога, деревянного Бога Саваофа, кыновских бляшек с символом Пермского края – медведем – не затмить!
…В феврале в администрации состоялись общественные слушания по поводу строительства нового металлургического производства рядом с легендарным ЦХП (цех холодной прокатки). Пока всё получается!
А в мыслях лысьвенцев вдруг шевельнулось что-то очень знакомое, близкое и родное. Будто всё это уже когда-то было.
Подобное рождает подобное. Пришла пора вновь закалиться Лысьвенскому характеру!
С весною тебя, родная и любимая Лысьва!
Алексей ШЕРОМОВ
Отрывки из произведений:
1. С. Островой «Они как сёстры»;
2. А. Шеромов. Сценарий КВН (2001г.);
3. Г. Вершинин «Песенка о Лысьве».
| А.Шеромов 31.03.2014 21:43 |