|
Всё выпьют от пота до крови
И кости в муку превратят:
Сестричка - Морская пехота
И братец - Воздушный десант!
(из армейского блокнота)
Июль 1995-го. Где-то перед «зелёнкой».
Морпехи! Как же здорово они смотрятся! Красавцы! Все в одинаковых маскхалатах и бронежилетах. На головах банданы из медицинских косынок(1)! Чувствуется дух единой команды профессионалов. Ощущается сила, исходящая от них!
На небольшом пятачке парни собираются на «боевые». Каждый знает, что делать. Никаких вопросов и лишних движений. Проверяют оружие, снаряжают магазины, сортируют боеприпасы и осветительные ракеты по карманам разгрузок, упаковывают «РДшки» (2).
В центре этого дружного действа застыли 5 грозных БТРов, над каждым из которых развевается легендарный Андреевский флаг. Боевые машины без единой пылинки и стоят в рядок столь ровно, что хочется спросить – чай, не на парад ли собрались?
Их воронёные пулемёты вызывающи. Они направлены вверх и малость в сторону, но все строго под одним углом. Красота!
У каждого морского пехотинца чуть повыше левого локтя к рукаву пришит кусочек яркой полосатой тельняшки(3). И хоть каждый и занят своим делом, но почему-то сказывается синхронность в их действиях. А может, это глубокая уверенность исходит от них?
Да. Так и есть. Где они – там победа(4)!
2,5 суток спустя. Где-то в «зелёнке».
- Говорят, досталось вам…
- Да так, немножко…, - хрипловатым голосом ответил морпех. Он навалился спиной на стенку окопа-ямы. Медленно распрямляя ноги, невзначай задел кучки пулемётных гильз, заполнивших все неровности дна его укреп сооружения...
- Хм! Прикольно! – и морпех ещё пару раз поёрзал ногой для того, чтобы по «зелёнке» прокатился перезвон гильз-колокольчиков…
Маскхалат бойца в грязи. Левый рукав оторван. Не весь, а от лоскутка опознавательной тельняшки, который и посерел, и побагровел одновременно...
Выше левого локтя - бинтовая повязка. Её торчащие колом грязные концы давно высохли, а их длина говорила о том, что морпех бинтовался наспех и сам, сжимая в зубах один из них. Повязка не держала кровотечение, поэтому кровь запеклась темными пятнами всюду: на руке, на одежде, на земле…
- Ну, вы чего, братья-десантники, … …, так долго ехали? – озорно бросил нам морской пехотинец. – Ну-ка, брось-ка фляжечку…
24 декабря 1995 года. Москва, Ярославский вокзал.
Соликамский поезд только вечером. Есть хочется! А денег у нас – полтинник на троих. И вдруг заходят они – морпехи-дембеля!
Аксельбанты на фоне чёрных кителей с «якорями»-шевронами казались какими-то нереально уж белыми. Чёрные береты отутюжены, одеты вызывающе не по уставу. Не спрашивая никого, парни сдвинули два столика, уселись вокруг получившегося одного большого общего стола.
И вот уже забегали официанты с разносолами, а маэстро поставил их кассету c солдатскими песнями.
- Отец, сделай погромче! – неслось на полвокзала. И полвокзала слушало песни про отвагу, честь и Родину.
А вот парни дружно встали. Не чокаясь, подняли «третий тост». Никто не закусил после него. Махнули маэстро. И вновь громко зазвучало про Родину, отвагу и честь.
Нас было трое: я и мои боевые товарищи Ваня Беляков и Вадик Гришко (оба из Губахи). Мы возвращались домой. Мы были в гражданской одежде. Вдруг Ваня предлагает нам подойти к морпехам, объяснить им, что мы «на нуле», ну и попросить поесть что-нибудь минимальное. Мол, мы пацаны свои, тоже с войны и т.д.
Ну а пока Ваня-Балу идёт к ним на переговоры, я вам поведаю один уникальнейший момент из истории демобилизации России. Дело в том, что поздней осенью и зимой 1995 года все дембеля были только участниками боевых действий! Это связно с тем, что летом 1995 года вышел Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина об увеличении срока срочной службы с 1,5 до 2-х годков. А осенью того же года к Указу была принята поправка, говорящая о том, что участники боевых действий всё же служат 18 месяцев!
Поэтому весь наш призыв срочно вывезли из зоны конфликта и отправили домой.
Но что же наш Балу? Говорит что-то, вот достал «военник», показывает в нашу сторону. Парни посмотрели пристально… И махнули, приглашая нас за стол.
Крепкие рукопожатия. Общие разговоры. Песни про Родину, Отвагу, Честь.
Ещё раз третий тост. Морская и воздушная пехоты встали. Молча, вспомнили тех, кто не стал дембелем...
1 - медицинская косынка – средство для оказания первой медпомощи. Иногда бойцы использовали косынки как головной убор, повязывая на голове;
2 – РД, РД-шка – рюкзак десантника;
3 – иногда во время «жарких» боевых действий для обозначения «свой-свой», участники договаривались о каком-либо опознавательном знаке и его едином месторасположении;
4 - «Там, где мы, там – Победа!» - девиз морской пехоты России.
(«За тревожным горизонтом», Лысьва, 2016)
Александр Невский. Согласно резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (от 2012 года): «Благословляется морской пехоте Военно-морского флота Российской Федерации в качестве небесного покровителя определить святого благоверного князя Александра Невского».
|