Андрей Тунёв: «Риски в бизнесе были всегда»
В 2014 году объём продаж импортной эмальпосуды на российском рынке составил примерно 50%. Это китайская, турецкая, сербская, украинская посуда. Вторую половину рынка заняли российские заводы. В конце года в связи со значительным удорожанием валюты у нас резко вырос спрос. Появилась возможность увеличить объёмы продаж и поднять свою долю на рынке. Чем мы и воспользовались.
У нас есть как конкурентное преимущество, так и конкурентные проблемы и недостатки. Нам, например, сложно конкурировать по цене с теми же китайцами и турками. Не только потому, что у них затраты меньше. Нет, у них сегодня зарплата уже не ниже, чем на российских заводах. И расходы на энергетику не меньше, чем у нас. В принципе, затраты и у них немалые. Но там политика правительства направлена на выход предприятия на внешний рынок. Оно даёт преференции по налогу, осуществляет субсидирование внутренних затрат.
Мы знаем, какую продукцию производит Китай. У них есть и хорошая, качественная посуда. Она не дешевле нашей. Та, что по цене ниже, – не очень качественный продукт. Наша посуда служит годами – потребитель это знает. Возьмите толщину металла. Лысьвенские кастрюли тяжелее по весу по сравнению с китайскими. Мы используем металл толщиной 0,7-0,8 мм, а зарубежные конкуренты – 0,3 мм. Покупатель разный: кому-то цена важнее, чем надёжность и качество.
Ощущение неопределённости на второе полугодие, к сожалению, есть. Для нас зима была весьма плодо-творной: всё, что произвели, – продали. Сейчас пошёл значительный спад. Мы это предвидели и не ошиблись в прогнозах. Покупательская способность упала, денег у населения стало гораздо меньше. Доступ к кредитам ограничен. Цены выросли – покупать стали меньше. Это факт. Говорят, пик кризиса пройден. Хотелось бы на это надеяться. Но неопределённость, честно говоря, сохраняется. Хотя не помню ни одного года, когда было всё понятно до конца. Риски в бизнесе были всегда. Надо их сопоставлять и принимать решение. Примешь правильное – ты при деньгах, ошибся – потерял.
Количество работников, занятых на прямом производстве, в этом году даже увеличили. А вот численность вспомогательного персонала уменьшаем. Почему? Потому что есть перекос. Фонд оплаты труда на прямом производстве меньше, чем в группе вспомогательного персонала. Такого быть не должно. Естественно, управленческий, инженерно-технический персонал будем оптимизировать. А на эмальпроизводство, в штамповочный цех людей принимаем дополнительно.
В прошлом году средняя заработная плата на заводе выросла. Нынче в колдоговоре заложен её дальнейший рост.
Анализ деятельности за 4 месяца показал: зарплата стала больше, чем планировали. Но это было ожидаемо – первый квартал сложился достаточно активным в плане производства и продаж. Снижать зарплату однозначно не планируем. А вот уменьшать нагрузки на себестоимость и оптимизировать фонд оплаты труда – это да. Доля ФОТ с учётом налоговых отчислений, страховых взносов в себестоимости продукции остаётся высокой – чуть меньше 50%. Многовато. Деньги, которые приходится отчислять, приличные. Поэтому оптимизация фонда оплаты труда сама напрашивается. Но при этом планируем рост средней зарплаты, в первую очередь – по рабочим специальностям.
Сегодня на заводе есть три линейки продукции для самого разного покупателя. Одна – Elros, другая – «Лысьвенские эмали». В этом году запустили серию «Ретро» – продукция экономкласса. Она подешевле, металл в ней потоньше, деколи другие.
В планах – другие изделия. В частности, в литейном цехе хорошими темпами осваиваем производство чугунной посуды – казанов, новой модели сковороды.
Есть идея открыть для заводчан новое предприятие питания в формате столовой и стола продаж. Потом, возможно, откроем магазин, где наши работники смогут покупать продукты по ценам значительно ниже, чем в торговых сетях города. Причём речь идёт не о каких-то 2-3% снижения стоимости товара, а порядка 10-20.
Комментарии (21)